Центральная Азия – историческое сердце мусульманского мира

Уйгурская область: тысячи недавно разрушенных мечетей

Поделиться

Центральная Азия, часто рассматриваемая как периферийный регион или перекресток между несколькими цивилизациями, менее известна своей ролью исторического центра Ислама на протяжении всей истории. Вклад региона в эту религию, действительно, велик.

В 751 году происходит битва при Таласе, на границе между нынешними киргизами и Казахстаном. Против него выступают две армии: арабская армия Аббасидов и китайская армия Тан. Первая победит вторую. Это событие, совершенно неизвестное в Европе, имеет большое значение в Азии: оно выталкивает Среднюю Азию из сферы влияния Китая в сферу влияния арабского и мусульманского мира.

Среднюю Азию часто воспринимают как периферию русского или мусульманского мира. Когда США определяют «Большой Ближний Восток», вопрос об интеграции в него постсоветской Средней Азии вызывает споры: следует ли ее рассматривать как мусульманскую или как ближнюю чужую Россию? Точно так же при мысли об исламской цивилизации на первый план выходят мечети Ирака, Сирии, Турции, Магриба или Египта. Мы забываем, что Ислам-религия прежде всего азиатская (Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Индия), и даже в этом определении Центральная Азия не приходит в голову спонтанно. Тем не менее, центральноазиатский вклад в мусульманский мир является значительным.

Было бы утомительно перечислять все мечети, все коранические школы и все здания, которые можно увидеть в каждом из городов Центральной Азии. Коканд в Узбекистане был городом с более чем 600 мечетями и пятнадцатью медресе до советского периода. Оч, в Киргизии, имеет мистическое измерение, у подножия горы “трон Соломона”, согласно легендам, и две его мечети базар и Рабат Абдул-Хан.

Самарканд, город Тамерлан, известен своим Регистаном и, в частности, Великой мечетью Биби-Ханум. Город получил особую известность со времени одноименной работы, которую Амин Маалуф посвятил ему в 1988 году. В Хиве, еще в Узбекистане, находится почти святое место-мавзолей воина и поэта Пахлавана Махмуда. Что же касается Бухары, то город просто носил прозвище «купол Ислама», так сильно повлиявшее на этот мир.

Мусульманское присутствие ощущается в каждом из этих городов. Кстати, Узбекистан и Туркменистан гораздо более исламизированы, чем Казахстан или Кыргызстан.

Один из величайших докладчиков пророка Мухаммеда, уроженец Узбекистана. Математика исламского мира известна также благодаря Ибн Сине, латинизированному в Авиценне, учеником которого Аль Бируни, кстати, был. Ибн Сина родом не из Хварезма, а из Хорасана, региона между Ираном, Узбекистаном и Афганистаном ; он родился в Бухаре, нынешнем Узбекистане.

Помимо этих немногих названий средневековой эпохи, не следует забывать, что Центральная Азия является сердцем нескольких мусульманских империй. Здесь в основном поселились тюркские народы, до того как некоторые из них поселились в Анатолии, особенно племена огузов или Йерюков. Из Огузов возникла сельджукская империя (наследниками которой являются туркмены, для простоты,), а затем Османская империя.

Точно так же монголы создали одну из величайших империй всех времен, основой которой является Восточная Центральная Азия (нынешняя Монголия). Из тюрко-монгольской цивилизации родился великий завоеватель, прозванный на Западе Тимуром хромым, или Тамерланом. Его империя объединила Среднюю Азию, Иран, часть арабского мира и Анатолию после победы над османами в Анкаре.

Советский период нанес удар по Исламу в Средней Азии, хотя некоторые памятники сохранились: советские люди частично восстанавливают Самаркандскую мечеть Биби ханум, которая пострадала от многочисленных землетрясений. Точно так же самый старый в мире Коран, привезенный Тамерланом в Самарканд, а затем переправленный в Санкт-Петербург во время русского завоевания, был возвращен Узбекистану, где его можно увидеть сегодня в Ташкенте. Сегодня нынешние лидеры колеблются между политикой мусульманской культуры, которая бы благоприятствовала исламистским партиям, и авторитаризмом по отношению к религиозным. Но чтобы показать последний, современный на этот раз пример мусульманской культуры в Центральной Азии, в горах таджикского Памира, население исмаилиты, диссидентская ветвь шиизма, очень влиятельная в Средние века, но очень малочисленная сегодня в мире.

В крупных городах нередко встречаются народы пяти среднеазиатских республик. В городах Хива, Бухара и особенно Самарканд были большие таджикские общины, а в случае Самарканда-большинство. Однако сегодня Таджикистан отрезан от своих городских центров, которые находятся в Узбекистане.

Эти аргументы позволяют понять, почему в исламском наследии между странами Центральной Азии существует такое несоответствие. Но каковы бы ни были эти диспропорции, следует избегать ловушки стереотипа, кочевой, тюрко-монгольской и вне истории Средней Азии. Поэтому с культурной точки зрения рассматривать регион как периферию арабо-мусульманского мира, в то время как с точки зрения истории он был его центром.

Поделиться

Read Previous

Как живут таджики Узбекистана?

Read Next

Мускулы и гордость Узбекистана

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x